Модулирующие эффекты (modulation)

Модулирующие эффекты являются, если можно так выразиться, самыми "эффектными", поскольку именно они преобразуют обычное звучание гитары в нечто булькающее, колеблющееся или мяукающее. К эффектам этого типа относятся: хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), трель (tremolo) и вибрато (vibrato).

Тремоло

Джеймс Бонд, несмотря на его пистолет и окружающих его красавиц, никогда не выглядел бы таким крутым парнем, если бы не звучание гитарной трели в основной музыкальной теме сериала. Трель (tremolo) - это быстрое и равномерное изменение громкости (нечто подобное вы можете услышать, если попробуете попеть перед работающим вентилятором). Некоторые музыканты (а также, как ни прискорбно, и некоторые известные разработчики усилителей) путают трель с вибрато (vibrato), сущность которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Эффект трели впервые был реализован в первых ламповых усилителях (например, Fender Vibrolux), однако сейчас он представлен широким диапазоном гитарных эффектов как в индивидуальном исполнении, так и в рэковом.

 

Рис. 1 Эффект трели Boss TR-2

 

Звучание эффекта трели определяется двумя параметрами.

Глубина (depth). Определяет интенсивность изменения громкости.

Частота (rate). Определяет скорость колебаний громкости.

Модулирующие эффекты, такие как хорус (chorus), фленджер (flanger), вращающийся динамик (rotating speaker), сдвиг высоты (pitch shifter), делитель октавы (octave divider) и сдвиг фазы (phase shifter), являются "основными игроками" команды эффектов, образующих современное звучание гитары. Хотя каждый из них имеет собственные, уникальные тембр и характеристики, принцип работы у них один - модуляция (т.е. изменение) тона гитары во времени. Большинство из них управляются следующими тремя параметрами.

Глубина (depth). Определяет интенсивность эффекта. Чем выше глубина, тем заметнее применение эффекта.

Частота (rate) или время (time). Определяет скорость изменения звучания. При низком значении частоты эффект может звучать как статический, при высоких значениях звучание эффекта становится более драматичным, приближающимся к вибрато.

Форма (shape). Управляет формой волны, которую генерирует эффект для изменения сигнала во времени. Синусоидальные волны дают сглаженное звучание, а треугольные - более резкое, "скачущее".

На приборном щите (о нем речь пойдет далее) вы можете разместить несколько модуляционных эффектов, однако для получения приемлемых музыкальных результатов все же лучше использовать их по одному.

Хорус

Эффект хоруса (chorus) предназначен для получения из звучания одного инструмента звучания сразу нескольких. Принцип работы этого эффекта состоит в небольшой задержке сигнала - обычно на 10-30 миллисекунд (мс). Когда затем задержанный сигнал смешивается с основным, получается эффект, подобный одновременному звучанию двух инструментов. Некоторые устройства также слегка сдвигают высоту звучания для более яркого проявления эффекта хоруса. С помощью устройств, подобных Boss CH-1 (рис. 2), можно превратить гитарный моносигнал в стерео, соединив каждый из выходов устройства с входами разных усилителей.

 

Рис. 2 Эффект хоруса Boss CH-1

 

Эффект хоруса применяется очень часто, его можно услышать в тысячах композиций. В частности, в композиции Roxanne группы Police отличное звучание было получено именно с помощью педали хоруса.

Фленджер

Эффект фленджер (Hanger) впервые был придуман еще в конце 60-х годов, когда инженеры звукозаписи экспериментировали с двумя лентами, содержащими один и тот же музыкальный материал и воспроизводящимися синхронно. В одном из таких экспериментов инженер нажимал на диск бобины (по-английски - flange) одного из двух бобинных магнитофонов, на которых воспроизводилась запись. Это приводило к некоторому замедлению вращения бобины, в результате чего нарушалась синхронизация воспроизведения. После того как инженер отпускал бобину, запись на "приторможенном" магнитофоне начинала как бы "догонять" запись, воспроизводящуюся на первом магнитофоне. Небольшая задержка между звучанием двух записей приводила к возникновению явления, получившего название гребенчатой фильтрации (comb filtering). По мере того как гребенчатый фильтр перемещался по частотному спектру, звучание начинало "охать" и ""вздыхать" - как раз то, что было нужно психоделическому року.

Поскольку пара бобинных магнитофонов сделает любой приборный щит неподъемным, разработчики эффектов создали электронные устройства, получившие название фленвжеров. В этих эффектах используются задержка и осциллятор, а для усиления эффекта часть задержанного сигнала смешивается с исходным сигналом. Кроме таких параметров, как глубина и частота, большинство фленджеров позволяют контролировать фидбэк (feedback)- часть сигнала, которая "возвращается" на вход. Кроме того, многие фленджеры предоставляют возможность управления резонансом (resonance), который используется для усиления эффекта фильтрации.

Фленджеры могут создавать звучание, подобное тому, которое образуется при использовании эффектов хоруса. Для этого необходимо установить низкие значения частоты и глубины и среднее значение задержки. Но этим возможности фленджеров далеко не исчерпываются - при желании с их помощью можно создать "металлический" эффект с короткой задержкой или даже шумы, напоминающие рев взлетающего реактивного самолета.

Сдвиг фазы (фейзер)

Принцип работы эффекта сдвига фазы (phase shifter), иди просто фейзера (phaser), например такого, как показанное на рис. 3 устройство Boss PH-3, заключается в применении осциллятора к эквалайзеру с последующим смешением отфильтрованного сигнала с исходным. Когда фильтр перемещается вверх и вниз по тональному спектру, некоторые частоты начинают по фазе подавлять одна другую.

 

Рис. 3 Эффект сдвига фазы Boss PH-3

 

Хотя этот эффект в чем-то подобен фленджеру (при определенных настройках звучание может получаться практически идентичным), фейзеры обычно обеспечивают более яркое и приятное звучание. Фейзеры отлично подходят для фанка и ритм-энд-блюза. а также в качестве альтернативы эффектам хоруса и фленджера в рок-композициях.

Вращающиеся динамики (Лесли)

Вращающийся динамик (rotating speaker), называемый также Лесли (Leslie) по имени компании, которая создала модели, ставшие классическими, был сначала изобретен для электрооргана, но вскоре прочно занял свое место в арсенале гитаристов. Поскольку динамик вращается, звук распространяется волнами по всему помещению, что приводит к возникновению сложной картины, обусловленной многократным отражением волн, задержками и наложением фаз.

Эффект Лесли звучит замечательно, но слишком уж гулко и деликатно. Первые эффекты хоруса и педали сдвига фазы были разработаны, в частности, и для того, чтобы эмулировать тон Лесли. Эти попытки не увенчались успехом, но зато открыли дорогу для дальнейшего совершенствования соответствующих эффектов.

Только современным цифровым процессорам эффектов удалось приблизиться к эмуляции иллюзорного звучания Лесли. Если вы будете выбирать такое устройство, берите только ту модель, которая эмулирует вращение звука как на низкой, так и на высокой скорости (оригинальные Лесли могли обеспечивать изменение скорости). Кроме того, корректная эмуляция Лесли требует, чтобы в устройстве был реализован кроссовер (crossover), разделяющий гитарный сигнал на каналы высоких и низких частот с раздельной обработкой каждого канала. Одним из самых примечательных аспектов звучания оригинальных Лесли как раз и была комбинация мощных ударов "низов" с дрожащими высокими частотами.

Классическим примером звучания гитары с использованием эффекта Лесли является соло Эрика Клэптона в композиции Beatles While My Guitar Gently Weeps.

Сдвиг высоты и делитель октавы

Как понятно из названия, эффект сдвига высоты (pitch shifter) изменяет высоту входящего сигнала. Затем измененный сигнал смешивается с исходным, что позволяет получить новое, гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов (voice), реализованных в эффекте. Одноголосые эффекты сдвига высоты добавляют к исходному сигналу только один дополнительный сигнал, двухголосые - два сигнала и т.д.

Эффект сдвига высоты имеет два основных параметра.

Высота (pitch). Определяет высоту, на которую смещается исходный сигнал. На некоторых устройствах имеется два регулятора высоты, один из которых предназначен для задания больших интервалов (обычно измеряемых в полутонах), а другой - для тонкой настройки малых интервалов, измеряемых в сотых долях полутона. При использовании малых значений высоты сдвига можно получить звучание, подобное ; звучанию эффекта хоруса, тогда как большие значения позволяют получить эффект многоголосой гармонии и звучания в октаву.

Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного и смещенного сигнала.

Эффекты сдвига высоты представлены очень широкой палитрой различных схемотехнических решений. Простейшие устройства изменяют высоту на заранее заданный статический интервал. Если, например, вы установили сдвиг высоты на четыре полутона (большая терция в музыкальной терминологии), каждая извлекаемая вами нота будет сопровождаться звучанием ноты, находящейся на четыре полутона выше. Хотя это довольно интересный эффект, но он имеет свои ограничения - если вы будете играть мажорную гамму, звучание некоторых дополнительных нот не будет гармонировать со звучанием гаммы.

Интеллектуальные эффекты сдвига высоты (иногда их называют гармонизаторами, но это не совсем корректно, поскольку это название является зарегистрированной торговой маркой компании Eventide) позволяют задавать тональность и лад, таким образом процессор автоматически выполняет подстройку интервала.

Делители октавы (octave divider) генерируют ноты, которые звучат на одну-две октавы ниже или выше исходного сигнала. Конечно, добиться такого звучания можно без труда с помощью любого эффекта сдвига высоты, но в некоторых случаях удобнее использовать специализированное устройство, которое предназначено исключительно для обеспечения звучания в октаву. Некоторые разработчики комбинируют делители октавы вместе с фуззом. Делитель октавы очень удобен для эмуляции звучания 12-струнной гитары, а также для совместного использования с дисторшн для добавления дополнительных низких частот в сольной партии.

Читать далее >>

| Google+

Копирование материалов сайта разрешается только при условии размещения прямой обратной ссылки Вебмастер: gromadus(собака)gmail.com